Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) доводит до сведения следующее.
С 1 января 2020 года вступили в действие следующие нормы Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК:
По сроку исковой давности статья 48 Налогового кодекса.
С 1 января 2020 года срок исковой давности составляет три года, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, срок исковой давности составляет пять лет.
Срок исковой давности, который составляет 3 года, распространяется на налоговые обязательства и требования, возникшим с 1 января 2020 года.
Так, пунктом 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.
В этой связи, во избежание разного толкования указанной нормы, проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предусмотрены соответствующие поправки.
Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.
По освобождению компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года
Введена в действие новая статья 57-4 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов, подлежащую уплате:
1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;
2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;
3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.
Субъектами малого предпринимательства (субъектами микропредпринимательства) признаются налогоплательщики, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Вышеуказанные положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих:
1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
4) проведение лотереи;
5) деятельность в сфере игорного бизнеса;
6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
8) аудиторскую деятельность;
9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
10) деятельность кредитных бюро;
11) охранную деятельность;
12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
13) деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
14) реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
15) розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
16) внешнеэкономическую деятельность.
Патент
С 1 января 2020 года вступил в действие пункт 1 статьи 685 Налогового кодекса в новой редакции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 685 Налогового кодекса вправе применять специальный налоговый режим на основе патента индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового кодекса:
1) не используют труд работников;
2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
3) осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:
- штукатурные работы;
- столярные и плотницкие работы;
- работы по покрытию полов и облицовке стен;
- малярные и стекольные работы;
- деятельность такси;
- грузовые перевозки автомобильным транспортом;
- управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;
- деятельность в области фотографии;
- переводческое (устное и письменное) дело;
- сдача в имущественный наем (аренду);
- сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;
- прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;
- прокат видеозаписей и дисков;
- прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;
- сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;
- сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
- услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
- услуги образования в сфере культуры;
- услуги в области прочего образования;
- вспомогательные образовательные услуги;
- деятельность в области искусства;
- ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
- ремонт коммуникационного оборудования;
- ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;
- парикмахерские услуги;
- маникюр и педикюр;
- ветеринарные услуги;
- услуги по обработке земельных участков;
- услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
- услуги носильщиков на рынках, вокзалах;
- изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
- выпас домашних животных.
Единый земельный налог.
С 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами за налоговый период (доход определяется как в упрощенной декларации — все доходы без учета расходов, но за год). Ставка ЕЗН составляет 0,5% от объекта обложения.
Фиксированный налог
Раздел 17 «Фиксированный налог» Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года отменен фиксированный налог.
Налог на игорный бизнес
Статьи 539 и 540 Налогового кодекса действовали до 1 января 2020 года, соответственно, дополнительный платеж по налогу на игорный бизнес отменен.
При этом, пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса или оказывающие услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, используемых для проведения игры, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд), а также уполномоченные организации обменных пунктов, признаны плательщиками корпоративного подоходного налога.
Об обязательном социальном медицинском страховании для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств
В соответствии со статьями 27 и 28 Закона с 1 января 2020 года размер отчислений работодателей, подлежащих уплате в Фонд за наемных работников, составил 2 процента от объекта исчисления отчислений (объект исчисления — заработная плата минус ОПВ, но не более 10 МЗП), взносов индивидуальных предпринимателей — 5 процентов от объекта исчисления взносов (объект исчисления — 1,4 МЗП).
По местным налогам
В целях приведения в соответствие с Указом от 19 июня 2018 года № 702 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан», в соответствии с которым город Шымкент получил статус города республиканского значения, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан», в Налоговый кодекс вносятся поправки в части изменения налоговых ставок для городов Шымкент (до уровня городов республиканского значения) и Туркестан (до уровня областных центров).
Земельный налог (статья 505)
С 1 января 2020 года повышены базовые налоговые ставки по земельному налогу на земли населенных пунктов (за исключением придомовых участков) для городов Шымкент (до уровня городов республиканского значения) и Туркестан (до уровня областных центров):
№ | Город | До 01.01.2020 года | С 01.01.2020 года | ||
Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге) | Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге) | Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге) | Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге) | ||
1 | Шымкент | 9,17 | 0,58 | 19,30 | 0,96 |
2 | Туркестан | 7,79 | 0,39 | 9,17 | 0,58 |
Налог на имущество физических лиц (статья 529)
С 1 января 2020 года повышены размеры базовой стоимости одного квадратного метра жилища, дачной постройки для городов Шымкент (до уровня городов республиканского значения) и Туркестан (до уровня областных центров):
№ | Город | Базовая стоимость в тенге
до 01.01.2020 года |
Базовая стоимость в тенге
с 01.01.2020 года |
1 | Шымкент | 36 000 | 60 000 |
2 | Туркестан | 12 000 | 36 000 |
По налогообложению организаций, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны.
С 01.01.2020 г. вступил в силу абзац третий части второй пункта 4 статьи 709 Налогового кодекса, соответственно, не применяется уменьшение на 100 процентов исчисленной суммы корпоративного подоходного налога по доходам следующих объектов строительства (за исключением МЦПС «Хоргос»): инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией.
По ставкам акцизов
Согласно пункту 4 статьи 463 Налогового кодекса (строки 14, 15, 21, 22) с 01.01.2020 г. повышены ставки акцизов на сигареты на 13,8% (в 2019 году — 8700 тенге/1000 шт.).
Увеличение ставок акцизов на табачные изделия является необходимой мерой по реализации Рамочной конвенции по контролю над табаком, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 25 ноября 2006 года (далее — Рамочная конвенция).
В соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 463 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо утверждаются Правительством Республики Казахстан.
С 1 января 2020 года согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» ставка акциза на бензин (за исключением авиационного) составляет:
— при оптовой реализации производителями бензина (за исключением авиационного) собственного производства 24 435 тенге на 1 тонну;
— при розничной реализации производителями бензина (за исключением авиационного), использование на собственные производственные нужды 24 935 тенге на 1 тонну;
— при импорте 24 435 тенге на 1 тонну;
— при передаче подакцизных товаров, указанных в подпункте 5) статьи 462 Налогового кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья 24 435 тенге на 1 тонну.
По камеральному контролю
Вынесенное органом государственных доходов решение о признании уведомления по камеральному контролю не исполненным направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.
Налогоплательщик обжалует решение в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд (пункт 4-1 статьи 96 Налогового кодекса).
Копия жалобы должна быть направлена ОГД, направивший решение.
При этом, как и в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки, прописана аналогичная норма о восстановлении срока обжалования в случае временной нетрудоспособности.
Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности должностных лиц налогоплательщика.
Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение в случае обжалования в вышестоящем ДГД и (или) КГД, либо в суд до вынесения решения по жалобе.
По всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц.
Изменениями в главу 71 Налогового кодекса предусмотрен перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 года с последующим поэтапным переходом к декларированию.
На первом этапе — с 1 января 2021 года декларацию в рамках всеобщего декларирования представят:
- лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
- лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
- лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;
- лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг».
На втором этапе — с 1 января 2023 года декларирование для работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов.
На третьем этапе — с 1 января 2024 года декларирование руководителей и учредителей юридических лиц и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов.
На четвертом этапе — с 1 января 2025 года декларирование остальной категории граждан.
По применению контрольно-кассовых машин
В статье 166 Налогового кодекса вступает в силу норма предусматривающая переход на применение ККМ с 1 января 2020 года налогоплательщиков осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента и в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.
Обращаем внимание, что требования по применению онлайн-ККМ не распространяются на субъектов бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территориях, где отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования.
По налогообложению нерезидентов
С 1 января 2018 года
Пункт 1 статьи 656 НК дополнен условием, о том, что у налогового агента возникают обязательства по исчислению и уплате индивидуального подоходного налога с доходов иностранцев и лиц без гражданства только в случае, если такие лица, признаются постоянно пребывающими в Республике Казахстан.
Положения статьи 656 Налогового кодекса распространяются на доходы иностранцев и лиц без гражданства, направленных юридическим лицом-нерезидентом в Республику Казахстан для оказания услуг юридическому лицу-резиденту Республики Казахстан.
В редакции Налогового кодекса 2017 года доходы таких лиц подлежат обложению с первых дней пребывания.
Вместе с тем, согласно положений международных договоров (Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с другими государствами) лицо, может облагаться налогами с доходов только в стране своего резидентства.
Справочно: Согласно статье 217 Налогового кодекса иностранец и лицо без гражданства становится резидентом Республики Казахстан, в целях Налогового кодекса по истечении 183 дней (в любом последовательном двенадцатимесячном периоде) пребывания в Республике Казахстан.
Для применения международного договора в части освобождения вышеуказанных доходов от налогообложения, иностранцу и лицу без гражданства необходимо представить сертификат резидентства казахстанскому юридическому лицу. Соответственно, юридические лица-резиденты на основании сертификата резидентства, освобождают от налогообложения доходы лиц, пребывающих в Республике Казахстан менее 183 дней.
Введенная поправка позволяет иностранцам и лицам без гражданства, пребывающим в Республике Казахстан менее 183 дней, не представлять сертификат резидентства казахстанскому юридическому лицу. Вместе с тем, до 1 января 2018 года согласно пункту 1 статьи 202 Налогового кодекса от 10.12.2008 г. вышеуказанные доходы иностранца и лица без гражданства, не подлежали налогообложению в Республике Казахстан, что соответствует положениям международных договоров, в части освобождения от налогообложения. В связи с чем, данная поправка введена ретроспективно с 1 января 2018 года.
Пункт 3 статьи 656 Налогового кодекса уточнен редакцией, что в случае если индивидуальный подоходный налог будет исчисляться с 80 процентов от суммы дохода подлежащего выплате юридическому лицу-нерезиденту, такой доход будет распределяться равными долями между иностранцами и лицами без гражданства. При этом, данный доход уменьшается на сумму дохода иностранцев и лиц без гражданства, которые представили документы подстверждающие их доходы.
С 1 января 2020 года
В пункте 1 статьи 656 Налогового кодекса изменился перечень доходов. Так, из перечня доходов исключен доход иностранцев и лиц без гражданства в виде материальной выгоды полученной от работодателя, и статья дополнена доходов в виде матенриальной выгоды полученной от лица, не являющегося работодателем.
Указанные изменения внесены в связи с тем, что предыдущая редакция нормы статьи была не администрируемой.
Дополнение позволяет облагать расходы казахстанского налогового агента на оплату питания, проживания, проезд и т.д. (доход в виде материальной выгоды) иностранца и лица без гражданства направленного в Республику Казахстан юридическим лицом-нерезидентом.
Пункт 3 статьи 656 дополнен абзацем 6, где в случае если индвидуальный подоходный налог будет исчисляться с 80 процентов от суммы дохода подлежащенго выплате юридическолму лицу-нерезиденту, то такой доход уменьшается на сумму дохода в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем.
По взысканию задолженности по социальным платежам
Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» принят в новой редакции от 26 декабря 2019 года № 286-VI ЗРК.
В целом Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» сохранены основные положения по взысканию задолженности по социальным отчислениям.
Вместе с тем, подпунктом 7) пункта 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» установлена обязанность плательщика социальных отчислений представлять в органы государственных доходов списки участников системы обязательного социального страхования, в пользу которых взыскивается задолженность по социальным отчислениям.
Кроме того, пунктом 6 статьи 17 Закона предусмотрено взыскание задолженности по социальным отчислениям с банковских счетов плательщиков на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов с приложением списка участников системы обязательного социального страхования, представленного плательщиком.
Аналогичные изменения, предусматривающие обязанность агента представлять в органы государственных доходов списки физических лиц, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным пенсионным взносам (далее — ОПВ), обязательным профессиональным пенсионным взносам (далее — ОППВ), а также взыскания задолженности по ОПВ, ОППВ и взносам и (или) отчислениям на обязательное социальное медицинское страхование на основании инкассового распоряжения с приложением списка работников, в пользу которых взыскивается задолженность, внесены в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и в Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
По представлению сведений банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций
Статья 24 Налогового кодекса дополнена подпунктом 19), в соответствии с которым банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны по запросу уполномоченного органа предоставлять по налогоплательщикам — физическому лицу, состоящему на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, или лица, занимающегося частной практикой, юридическому лицу, сведения по итоговым суммам платежей за календарный год, поступивших на текущий счет посредством применения оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.
Категории и список налогоплательщиков, порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан (Приказ И.о. Министра фианансов РК от 31.12.19г. № 1451 «Об утверждении категорий налогоплательщиков — физических лиц, состоящих на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, юридических лиц, Правил и сроков представления банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, сведений по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством применения оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, а также ее формы»). Список налогоплательщиков, по которым будут направлены запросы будет утвержден правовым актом — Приказом Министра финансов РК по согласованию с Национальным банком Республики Казахстан.
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 25 декабря 2017 года № 122-VI
Заголовок статьи 281 изложен в новой редакции:
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции.
Диспозиция части 1 статьи 281 изложена в новой редакции:
- Непредставление либо несвоевременное представление декларации на нефтепродукты, на табачные изделия, а равно непредставление либо несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления мониторинга.
Диспозиция части 2-1 статьи 281 изложена в новой редакции:
2-1. Недостоверное отражение объема нефтепродуктов, количества табачных изделий, а также недостоверное указание персонального идентификационного номера-кода на нефтепродукты, на табачные изделия в декларациях на нефтепродукты, на табачные изделия, в сведениях, необходимых для осуществления мониторинга, —
Подпункт 2) части 5 статьи 281 исключен с 1 января 2020 года:
- Нарушение условий производства и (или) оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:
…
2) оборота отдельных видов нефтепродуктов без сопроводительных накладных.
Заголовок статьи 282 изложен в новой редакции:
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Диспозиция части 1 статьи 282 изложена в новой редакции:
- Непредставление либо несвоевременное представление декларации на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию
Диспозиция части 2-1 статьи 282 изложена в новой редакции:
2-1. Недостоверное отражение объема этилового спирта и (или) алкогольной продукции, а также недостоверное указание персонального идентификационного номера-кода на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию в декларации на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию — влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Подпункт 7) части 3 статьи 282 исключен с 1 января 2020 года:
- Нарушение условий оборота и перемещения этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:
…
7) оборота и перемещения этилового спирта и (или) алкогольной продукции без наличия сопроводительных накладных.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 3 декабря 2015 года № 432-V ЗРК
с 1 января 2020 года
Введена в действие новая статья 283-1
Непредставление либо несвоевременное представление сопроводительных накладных на товары, несоответствие наименования, недостоверное отражение количества (объема) товаров в сопроводительной накладной на товары, а равно недостоверное указание в сопроводительной накладной на товары персонального идентификационного номера-кода на нефтепродукты, табачные изделия, этиловый спирт и алкогольную продукцию, биотопливо
- Непредставление либо несвоевременное представление сопроводительных накладных на товары —
влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тридцати месячных расчетных показателей.
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
- Несоответствие наименования, недостоверное отражение количества (объема) товаров в сопроводительной накладной на товары, а равно недостоверное указание в сопроводительной накладной на товары персонального идентификационного номера-кода на нефтепродукты, табачные изделия, этиловый спирт и алкогольную продукцию, биотопливо —
влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
- Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей.
- Неоформление сопроводительных накладных на товары, а равно оборот отдельных видов нефтепродуктов, табачных изделий, биотоплива, оборот и перемещение этилового спирта и (или) алкогольной продукции без сопроводительных накладных на товары —
влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства — в размере двухсот месячных расчетных показателей с конфискацией этилового спирта и (или) алкогольной продукции, отдельных видов нефтепродуктов, табачных изделий, биотоплива, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, и (или) доходов, денег, полученных вследствие административного правонарушения.
- Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на физических лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства — в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере четырехсот месячных расчетных показателей с конфискацией этилового спирта и (или) алкогольной продукции, отдельных видов нефтепродуктов, табачных изделий, биотоплива, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, и (или) доходов, денег, полученных вследствие административного правонарушения.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения» от 2 августа 2015 года № 342 внесены следующие изменения;
Статья 91. Нарушение законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, а также неисполнение обязанностей по выплате государственных пособий:
в части шестой:
подпункты 1) после слов «обязательным пенсионным взносам,» дополнить словами «обязательным пенсионным взносам работодателя,»;
подпункты 2) и 3) после слов «обязательных пенсионных взносов,» дополнить словами «обязательных пенсионных взносов работодателя,»;
в подпункте 4) слова «, обязательных профессиональных пенсионных взносах» исключить;
дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
«4-1) непредставления физическим лицам, за которых уплачены обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы, сведений об исчисленных, (начисленных) и перечисленных обязательных пенсионных взносах работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносах в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;»;
подпункт 5) после слов «обязательных пенсионных взносов,» дополнить словами «обязательных пенсионных взносов работодателя,»;
подпункты 2) и 3) части восьмой после слов «обязательных пенсионных взносов» дополнить словами «обязательных пенсионных взносов работодателя,»;
примечание после слов «обязательных пенсионных взносов,» дополнить словами «обязательных пенсионных взносов работодателя,»;
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 25 декабря 2017 года № 122-VI внесены следующие изменения, которые вступают в действие с 1 января 2020 года:
Законом Республики Казахстан «о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» от 30 декабря 2019 года № 300 внесены следующие изменения (вводится в действие с 16 января 2020 года):
Статья 205. Несвоевременная или неполная уплата неналоговых платежей и поступлений от продажи основного капитала в бюджет, за исключением поступлений средств связанных грантов
- Несвоевременная уплата неналоговых платежей и поступлений от продажи основного капитала в бюджет, за исключением поступлений средств связанных грантов, —
влечет предупреждение.
- Неполная уплата неналоговых платежей и поступлений от продажи основного капитала в бюджет, за исключением поступлений средств связанных грантов, —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти процентов от уммыс неисполненного обязательства, но не менее пяти месячных расчетных показателей, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее пятнадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее пятидесяти месячных расчетных показателей.
- Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере десяти процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее пяти месячных расчетных показателей, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере тридцати процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее пятнадцати месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее тридцати месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста процентов от суммы неисполненного обязательства, но не менее пятидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 425. Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов.
- Нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека-
влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двухсот тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере трехсот десяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тысячи шестисот месячных расчетных показателей.
Статья 464. Нарушение норм лицензирования
абзац второй части второй статьи 464 КоАП изложить в следующей редакции:
«влекут штраф на физических лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере трехсот месячных расчетных показателей с лишением лицензии либо без такового».
Статья 542. Нарушение порядка переработки товаров и замена продуктов переработки
абзац первый части первой статьи 542 изложить в следующей редакции:
Нарушение порядка переработки товаров, то есть несоблюдение установленных таможенным законодательством Республики Казахстан условий, содержащихся в документе об условиях переработки товаров, если такой документ обязателен в соответствии с условиями таможенной процедуры, порядка и сроков переработки товаров, количества выхода продуктов переработки, проведения операций по переработке таких товаров.
Статья 543. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры
абзац второй части первой изложить в следующей редакции:
влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.»;
абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:
влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.»;
дополнить частью четвертой следующего содержания:
- Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей, с конфискацией транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.
Статья 720. Органы государственных доходов
части первую и вторую статьи 720 изложить в следующей редакции:
- Органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 91 (частями шестой, седьмой и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 92-1, 151 (частью первой), 153, 155, 157, 174 (частями первой, третьей и четвертой), 177, 178, 179, 180, 181, 194, 195, 196, 203, 205, 221, 233 (частью первой), 239 (частями первой и второй), 246-1 (когда эти нарушения допущены при проведении аудита по налогам), 266, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 280-1, 281 (частями первой, второй, 2-1, 2-2 и третьей), 282 (частями первой, второй, 2-1, 2-2, пятой, десятой и двенадцатой), 284, 285, 285-1, 286, 287, 288, 460-1, 460-2, 464, 471, 472, 473, 474, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 528 (частями первой, второй и третьей), 529, 530, 531, 532 (частью первой), 533, 534, 535, 536, 537, 538, 539, 540, 542, 543 (частями первой и второй), 546, 547, 548 (частью первой), 551, 552 (частью первой), 553, 554, 555, 556, 557, 558, 571 (частями первой, второй, 2-1 и третьей), 571-1 настоящего Кодекса.
Органы государственных доходов также рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 230 (частью второй), 297, 334, 377 (частью первой), 425 (частью первой), 571 (частями пятой, шестой, седьмой и восьмой), 571-1, 572 (частью первой), 573, 589 (по административным правонарушениям на автомобильном транспорте), 590 (частями первой, второй, пятой, шестой, седьмой, восьмой и десятой), 612 (частью первой), 621 (частью четвертой) настоящего Кодекса, когда перечисленные в настоящей части административные правонарушения совершены в автомобильных, морских пунктах пропуска и в иных местах перемещения товаров через Государственную границу Республики Казахстан.
Статья 741. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
в части первой статьи 741:
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
8) в случае возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом:
- осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые привели к неисполнению налогоплательщиком налогового обязательства по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан;
- в области оборота нефтепродуктов, которые привели к неисполнению обязательств по представлению деклараций по обороту отдельных видов нефтепродуктов, а также сопроводительных накладных в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан;
- в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, которые привели к неисполнению обязательств по представлению деклараций по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, а также сопроводительных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан;
- в области производства и оборота табачных изделий, которые привели к неисполнению обязательств по представлению деклараций об остатках и (или) обороте табачных изделий, сведений, необходимых для осуществления мониторинга, а также сопроводительных накладных на табачные изделия в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан;
- в области оборота биотоплива, которые привели к неисполнению обязательств по представлению деклараций по обороту биотоплива, а также сопроводительных накладных в электронном виде в срок, установленный законодательством Республики Казахстан;»;
дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
8-1) в случае возникновения ошибок в работе информационной системы по декларированию в электронной форме, подтвержденных уполномоченным органом в сфере таможенного дела, которые привели к неисполнению в установленные законодательством Республики Казахстан сроки и порядке обязанностей по совершению таможенных операций, связанных с таможенным декларированием в электронной форме;»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
9) иные случаи, предусмотренные налоговым, таможенным законодательством Республики Казахстан;
Статья 743. Уведомления (извещения)
часть 4-1 статьи 743 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
4) направления текстового сообщения на абонентский номер сотовой связи, указанный собственником (владельцем) транспортного средства на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов, для получения уведомлений о вынесенных в его адрес предписаниях о необходимости уплаты штрафа.
Статья 804. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях
подпункт 31) части первой статьи 804 изложить в следующей редакции:
31) органов государственных доходов (статьи 150, 151 (часть вторая), 154, 158, 174 (часть вторая), 176, 182, 246 (части пятая и шестая), 281 (части четвертая, пятая и шестая), 282 (части третья, четвертая, шестая, седьмая, одиннадцатая и тринадцатая), 283, 283-1, 357, 398, 462, 463, 489 (части пятая, шестая, седьмая и восьмая), 528 (часть 1-1), 532 (часть вторая), 543 (части 1-1, третья и четвертая), 544, 545, 548 (часть вторая), 549, 550, 552 (часть вторая), 590 (часть четвертая), 654, 679, а также по административным правонарушениям, совершенным в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, предусмотренным статьей 425 (часть вторая).
Статья 897. Порядок исполнения отдельных видов административных взысканий
часть первую изложить в следующей редакции:
«1. Лицо, признавшее факт совершения правонарушения и согласное с уплатой штрафа на основании полученных уведомления и (или) извещения о явке в орган государственных доходов, направленных (врученных) органом государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, уплачивает штраф в течение десяти суток со дня, следующего за днем получения (вручения) уведомления или извещения в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса суммы штрафа.»;
дополнить частью 1-1 следующего содержания:
«1-1. Положение части первой настоящей статьи в части сокращения размера административного штрафа не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные статьями 91 (частями шестой, седьмой, и восьмой), 92 (частями второй, третьей и четвертой), 92-1, 266, 275 (частями первой, второй и пятой), 278 (частями второй и третьей), 279 (частью первой), 280, 282 (частью пятой), 537, 551 настоящего Кодекса.»;
Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» (7 декабря 2015 года № 438-V ЗРК)
Изменения и дополнения в Конституционный закон вводятся в действие с 11 января 2020 года
Внесены уточнения в подпункт 5) пункта 3 статьи 6 Конституционного закона в части освобождения Участников Центра от КПН и НДС по доходам, полученным от оказания на территории Центра других финансовых услуг, определяемые совместным актом Центра, центрального уполномоченного органа по государственному планированию и государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Также, статья 6 Конституционного закона дополнена новым пунктом в части:
не признания оборотом по реализации для целей исчисления НДС:
1) получение администрацией Центра бюджетных средств в виде целевого перечисления в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
2) получение органами Центра от администрации Центра денег, полученных в виде целевого перечисления из бюджета (пункт 8-1).
Кроме того, статья 6 дополнена новым пунктом 8-3, согласно которой выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, не являются оборотом по приобретению работ и услуг от нерезидента, если работы выполнены и услуги оказаны органам Центра и (или) их организациям.
Вместе с тем, предусмотрены переходные положения. Так, к доходам, полученным от оказания финансовых услуг, определенных актами Центра до введения в действие данного Конституционного закона в целях реализации подпункта 5) пункта 3 статьи 6 Конституционного закона Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана», применяется освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога до 1 января 2066 года в случае, если участники Центра получили лицензии на осуществление таких финансовых услуг до введения в действие совместного акта Центра, центрального уполномоченного органа по государственному планированию и государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Настоящее письмо направляется для сведения и руководства в работе. При этом необходимо обратить внимание на различные сроки введения принятых норм.
Заместитель Председателя Комитета государственных доходов
Министерства финансов Республики Казахстан
О. Бейспеков