Трудовая деятельность граждане государств-членов ЕАЭС (Россия, Кыргызстан, Беларусь, Армения) в Казахстане

Вопрос: Добрый день! Прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу: наш директор, он же учредитель ТОО со 100% долей владения, является гражданином России c марта 2020 года и находится в данный момент в России.

В связи со сложившейся ситуацией и введенными ограничительными мерами, он не может физически находиться в Казахстане и осуществляет свои полномочия дистанционно.

Так как срок окончания ограничительных мер неизвестен, возможно ли оформить с ним трудовой договор на дистанционную работу?

Какие необходимо для этого оформить приказы, учитывая что для граждан ЕАЭС разрешение на работу не требуется?

И какими налогами и отчислениями будет облагаться зарплата в этом случае?

Ответ: Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок.

Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам.

Относительно налогообложения нерезидента

Согласно подпунктам 20) и 22) пункта 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;

гонорар руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 655 Налогового кодекса исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса, к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные пунктом 1 статьи 322 Налогового кодекса:

от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;

от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;

гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;

надбавки, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями; пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом.

Исходя из вышеизложенного, доходы физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору, заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями, а также гонорары руководителя, в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей получаемые, подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 10 процентов.

Относительно разрешения на трудовую деятельность

Согласно пункту 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.

При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Таким образом, граждане государств-членов (Россия, Кыргызстан, Беларусь, Армения) осуществляют трудовую деятельность на территории Республики Казахстан без получения разрешения на основании трудового договора.

 

Султангазиев М.Е.

Добавить комментарий