Вопрос: Добрый день! Прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу: наш директор, он же учредитель ТОО со 100% долей владения, является гражданином России c марта 2020 года и находится в данный момент в России.
В связи со сложившейся ситуацией и введенными ограничительными мерами, он не может физически находиться в Казахстане и осуществляет свои полномочия дистанционно.
Так как срок окончания ограничительных мер неизвестен, возможно ли оформить с ним трудовой договор на дистанционную работу?
Какие необходимо для этого оформить приказы, учитывая что для граждан ЕАЭС разрешение на работу не требуется?
И какими налогами и отчислениями будет облагаться зарплата в этом случае?
Ответ: Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.
В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок.
Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам.
Относительно налогообложения нерезидента
Согласно подпунктам 20) и 22) пункта 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:
доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
гонорар руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 655 Налогового кодекса исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса, к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные пунктом 1 статьи 322 Налогового кодекса:
от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;
гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;
надбавки, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями; пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом.
Исходя из вышеизложенного, доходы физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору, заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями, а также гонорары руководителя, в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей получаемые, подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 10 процентов.
Относительно разрешения на трудовую деятельность
Согласно пункту 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Таким образом, граждане государств-членов (Россия, Кыргызстан, Беларусь, Армения) осуществляют трудовую деятельность на территории Республики Казахстан без получения разрешения на основании трудового договора.
Султангазиев М.Е.